Путеводитель по «Малому Иерусалиму» в Евпатории: что посмотреть туристу
Статьи

Путеводитель по «Малому Иерусалиму» в Евпатории: что посмотреть туристу

«Малый Иерусалим» – главный туристический маршрут старой части Евпатории. Здесь на относительно небольшой территории в 2 кв км находятся действующие храмы разных конфессий. Они – главная изюминка маршрута. Но помимо святынь туристы могут увидеть и другие знаковые объекты – памятники истории и архитектуры.

Посетить одну из самых больших православных святынь Крыма – собор Святого Николая, зайти в мечеть Джума-Джами, где в своё время короновались 18 крымских ханов, погрузиться в мистическую атмосферу кружащихся дервишей, изучить обустройство средневековых турецких бань, познакомиться с традициями самого немногочисленного народа – караимов, оставить записку с заветным желанием в малой Стене плача, а также попробовать лучший в городе кофе в этно-кофейне Гезлёвских ворот…

Карта туристического маршрута «Малый Иерусалим»

Это далеко не всё, что предлагает сегодня гостям Евпатории популярный и действительно уникальный маршрут «Малый Иерусалим», созданный 9 июня 2007 года.

Турпортал Travel Crimea прогулялся по его запутанным мощёным улочкам, по которым некогда ходили российские императоры Александр I и Николай II. Вместе с нами в это невероятное путешествие по разным эпохам и конфессиям отправился экскурсовод Туристско-информационного центра Константин Сокирко.

Корреспондент Туристического портала Крыма Кристина Безумнова и экскурсовод Туристско-информационного центра Константин Сокирко

С ЧЕГО ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ

Осмотр маршрута «Малый Иерусалим» можно начинать с любой стороны: какого-то «главного входа» нет. На маршруте есть карта (даже две), чтобы можно было сориентироваться, в какой точке находишься. Заблудиться трудно. Хотя порой хитрые улочки и пытаются запутать туриста, куда-нибудь его «увести».

Поэтому лучший вариант – обратиться к услугам экскурсовода в Туристско-информационный центр, расположенный прямо на маршруте, между мечетью и собором. Здесь вам предложат на выбор две обзорные экскурсии – как с посещением всех уникальных объектов, так и без.

Читайте также
Путеводитель по Крыму: что посмотреть в Евпатории за один день
Евпатория

Первая проводится ежедневно в 10:00, занимает 2,5 часа и стоит 600 рублей для взрослых*, 500 рублей для детей* (до 7 лет бесплатно). Вторая экскурсия – «облегчённый» вариант – стартует ежедневно в 16:00, длится 1,5 часа, а билеты обходятся, соответственно, в 500 и 400 рублей* (взрослые и дети).

Кроме того, сотрудники центра проконсультируют по всем вопросам, связанным с отдыхом в Евпатории и в Крыму.

Адрес ТИЦа: улица Тучина, 1/2
Телефон: +7 978 200-50-11

 

Читайте также
Гид по литературному Крыму: где творили писатели и поэты
Актёры в образе Антона Чехова и его супруги у Белой дачи

К слову, именно с ТИЦа начинается знакомство со знаковыми историческими памятниками «Малого Иерусалима». Это здание было построено в 1908 году благодаря местному голове Семёну Дувану. Изначально здесь был доходный дом: верхние этажи сдавались отдыхающим. При этом часть заработанных денег Дуван тратил на благотворительность. Сейчас наверху живут обычные евпаторийцы, а внизу располагается Туристско-информационный центр.

Доходный дом Семена Дувана, в котором расположен Туристско-информационный центр

Важно!

Все святыни «Малого Иерусалима» – а это собор Святого Николая, мечеть Джума-Джами, караимские кенасы, синагога Егия Капай, армянская церковь Сурб Никогайос и ансамбль «Текие дервишей» – доступны для туристов и экскурсионных групп. Но в определённое время, чтобы не мешать службам. Расписание и правила посещения размещаются на каждом объекте. Платить за вход, разумеется, не нужно, однако можно оставить добровольное пожертвование.

А мы начинаем нашу увлекательную экскурсию, и первой святыней, с которой мы знакомимся, становится…

МЕЧЕТЬ ДЖУМА-ДЖАМИ

Или пятничная мечеть. Как известно, пятница – особый день для мусульман, когда они собираются на совместную молитву. Обычно это происходит в самой большой мечети города. А Джума-Джами – самая большая не только в Евпатории, но и на юго-западе Крыма: одновременно здесь могут разместиться около 700 человек.

У мечети есть и второе название – Хан-Джами, то есть ханская. Здесь короновались 18 ханов.

Мечеть Джума-Джами

«Мечеть была построена в XVI веке по проекту одного из самых известных турецких архитекторов – Синана. Если провести параллель: для мусульман он значит столько же, сколько Микеланджело для европейцев», – рассказывает Константин Сокирко.

Читайте также
Самые древние святыни Крыма: действующие мечети
Мечеть Джума-Джами

По его словам, святыня ремонтировалась, в частности, в 80-е годы XX века были восстановлены разрушенные ранее минареты. Внутри два этажа, молиться можно как на первом, так и на втором. Но если по какой-то причине мест внутри не хватает, то мусульманин может постелить коврик прямо во внутреннем дворике и молиться под открытым небом.

Попасть внутрь можно через три входа – два центральных и один дополнительный, с восточной стороны, который был сделан специально для крымского хана. Но сегодня «ханским входом» по понятной причине уже не пользуются.

 

Мечеть Джума Хан Джами в Евпатории
Туристический маршрут «Малый Иерусалим»
Мечеть Джума-Джами (Хан-Джами) в Евпатории
Мечеть Джума-Джами
Смотреть слайд-шоу

1/4

Мечеть Джума-Джами

RIA Novosti, Александр Полегенько

2/4

Туристический маршрут «Малый Иерусалим»

Фото: Евгений Реутов

3/4

Мечеть Джума-Джами

Минкурортов Крыма

4/4

Мечеть Джума-Джами

© Туристический портал Республики Крым, Светлана Мальцева

ТУРЕЦКИЕ БАНИ XVI ВЕКА

«500 лет назад Крым входил в состав Османской империи, было сильное влияние восточной культуры, поэтому бани здесь строили в виде хамамов. И один из таких хамамов сохранился до наших дней – но уже как памятник архитектуры», – продолжает своё повествование экскурсовод.

Бани делились на мужскую и женскую половины, были предусмотрены два отдельных входа для мужчин и женщин. Внутри – три зоны: холодная (раздевалка и комната отдыха), тёплая (моечное и массажное отделения) и горячая (парилка). На женской половине бань существовала и так называемая комната невесты, где девушка перед свадьбой могла не только хорошенько попариться, но и навести красоту, сделать причёску.

Читайте также
Куда поехать на машине в Крыму: автопрогулка по западному побережью
Дорога в Крыму

В старинных турецких банях пар шёл снизу, из-под пола, для этого были проложены необходимые коммуникации, а чтобы посетители не обжигали ноги – им выдавали специальные башмаки.

В старину массажные столы были покрыты мрамором, который до наших дней не сохранился. Как не дожили и мраморные чаши XVI века (из 12 – только 3, и находятся они в музее этнографии комплекса «Текие дервишей»). Впрочем, на мужской половине можно увидеть реконструкцию мраморной чаши с краником, появившуюся при Российской империи. А вот при Османской империи никаких краников не было.

Турецкие бани

Любопытны здешние потолки с небольшими круглыми отверстиями, которые, тем не менее, пропускали достаточно света и позволяли выйти лишнему пару. Периодически эти отверстия накрывали разноцветными колпаками – голубыми, зелёными, жёлтыми, и в зависимости от того, под каким углом светило солнце, здесь преобладало различное освещение. Это помогало людям ориентироваться во времени и договариваться о встрече в бане – например, в «жёлтое время».

«Эти бани действовали до 1987 года. Конечно, в советское время люди здесь мылись не так, как в старину. Пар подавался из котельной. Но потом Советский Союз распался, бани стали бесхозными. Кстати, раньше они занимали бóльшую площадь, просто в 90-е часть территории была захвачена, – сетует Константин. – Уже при России сюда удалось провести свет, воду, установить камеры слежения. И основные работы по восстановлению ещё предстоят».

Посетить турецкие бани можно самостоятельно, но за отдельную плату: взрослый билет – 200 рублей*, детский – 150 рублей*, дошкольникам бесплатно. В летний сезон они доступны ориентировочно с 10:00 до 17:00.

Турецкие бани
Турецкие бани
Турецкие бани
Турецкие бани
Смотреть слайд-шоу

1/4

Турецкие бани

Фото: Евгений Реутов

2/4

Турецкие бани

Фото: Евгений Реутов

3/4

Турецкие бани

Фото: Евгений Реутов

4/4

Турецкие бани

Фото: Евгений Реутов

ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС «КАРАИМСКИЕ КЕНАСЫ»

Это центр караимизма общекрымского значения. А поскольку караимы – народ малочисленный (по разным источникам, их в мире не то 2000, не то 5000 человек), то можно сказать, что и мирового значения. Недавно проведённые генетические исследования показали, что караимы наиболее родственны с крымскими татарами.

«Долгое время у этого народа была традиция: считать караимом исключительно того, у кого оба родителя – караимы. В наше время эта традиция больше не действует. Я лично знаю людей, которые проживают в Евпатории, называют себя караимами, ходят в караимскую общину, но при этом у них один из родителей – не караим. Просто если бы дальше этот обычай продолжался, народ бы просто исчез», – поясняет наш спутник.

Караимские кенасы

На территории комплекса расположены два дома молитвы – Большая и малая кенасы, мемориальный дворик, посвящённый караимам, сражавшимся с фашизмом в годы Великой Отечественной войны, а также дворик, где собраны надгробные камни старого разрушенного караимского кладбища. Здесь же находится памятник Александру I, созданный в XIX веке. Он уникален тем, что в принципе сохранился, ведь в советские времена памятники царям нещадно сносились и уничтожались.

Читайте также
Песчаный рай: фото летнего отдыха в Евпатории и Саках
Вид на пляж в Евпатории

Гастрономическая «фишка» караимских кенас – кафе «Караман», где можно поесть вкуснейшие чебуреки с разными начинками и, конечно же, знаменитые караимские пирожки. Возле кафе находится небольшой этнографический музей – если захочется получше узнать историю крымских караимов.

Стоимость посещения караимских кенас без экскурсии: 300 рублей* (взрослый билет) и 150 рублей* (детский).

Караимские кенасы
Караимские кенасы
Витражи в караимских кенасах
Вид на мраморный дворик караимских кенас через витраж
Караимские кенасы
Караимские кенасы
Смотреть слайд-шоу

1/6

Караимские кенасы

Фото: Евгений Реутов

2/6

Караимские кенасы

Фото: Джаст Александр

3/6

Витражи в караимских кенасах

Фото: блогер Джаст Александр

4/6

Вид на мраморный дворик караимских кенас через витраж

Фото со страницы культурно-этнографического центра «Малый Иерусалим» в ВКонтакте

5/6

Караимские кенасы

Фото: Евгений Реутов

6/6

Караимские кенасы

Фото: блогер Джаст Александр

СИНАГОГА ЕГИЯ КАПАЙ

Единственный в Евпатории действующий храм традиционного иудаизма. Построен в 1912 году, в основном за деньги евреев-ремесленников.

В помещение ведут три входа, потому что в традиционной синагоге мужчины и женщины должны были находиться отдельно. Мужчины входили через центральный вход и рассаживались на 1 этаже, женщины – через боковые двери и поднимались наверх, на балкончики. Сегодня евреи и еврейки заходят через один вход, сидят на 1 этаже, но отдельно друг от друга.

Читайте также
«Императорский маршрут»: экскурсия по царским местам в Крыму
Ливадийский дворец

Главная изюминка синагоги – в том, что здесь есть своя Стена плача. Любой желающий может написать записку с просьбой или заветным желанием (для этого приспособлен специальный уголок с бумагой, ручками и даже планшетками) и вложить её в отверстия между камней. Пару раз в год представитель синагоги записки собирает и отвозит их к Стене плача в Иерусалим. А чтобы люди не сомневались, что записки действительно отправляются к месту назначения, установлен монитор, где транслируется запись этого процесса.

Синагога Егия Капай
Синагога Егия Капай
Синагога Егия Капай
Синагога Егия Капай
Синагога Егия-Капай
Синагога Егия-Капай в Евпатории
Смотреть слайд-шоу

1/6

Синагога Егия Капай

Фото: Евгений Реутов

2/6

Синагога Егия Капай

Фото: Евгений Реутов

3/6

Синагога Егия Капай

Фото: Евгений Реутов

4/6

Синагога Егия Капай

Фото: Евгений Реутов

5/6

Синагога Егия-Капай

Фото Минкурортов Крыма

6/6

Синагога Егия-Капай в Евпатории

Минкурортов Крыма

Оставив своё желание, не забудьте бросить пару монет в большущую кото-копилку: это довольно оригинальный арт-объект, также выполняющий функцию скамейки, где любят фотографироваться все туристы без исключения. «И чем больше кидают денег, тем шире у кота делаются глаза», – шутит Константин.

Напротив синагоги находится кафе «Йоськин кот», угощающий блюдами национальной еврейской кухни. Так, здесь можно отведать хумус, фаршмак, цимес и многое другое. Летом отдыхающие предпочитают собираться на уютной открытой площадочке, где приятно журчит фонтанчик, радуют глаз высаженные в горшочках пёстрые садовые цветы, а ещё работает выставка декоративных изделий и сувениров.

Читайте также
Вкусный Крым: гид по национальным кухням
Блюда национальной кухни

«Тот факт, что на территории синагоги находится кафе, не противоречит нормам иудаизма. Ведь синагога – это не святое место, как, например, церковь. Здесь помимо религиозных и духовных вопросов решаются вопросы светские. Единственное святое место для еврейского народа – это храм, построенный царём Соломоном в Иерусалиме. А точнее – то, что от храма осталось: та самая знаменитая Стена плача», – растолковывает Константин Сокирко.

Кафе «Йоськин кот»
Фонтан во дворе кафе «Йоськин кот»
Вывеска на входе в кафе «Йоськин кот»
Кафе «Йоськин кот»
Кафе «Йоськин кот»
Кот-копилка возле синагоги Егия Капай
Роспись на стене в кафе «Йоськин кот»
Смотреть слайд-шоу

1/7

Кафе «Йоськин кот»

Фото: Евгений Реутов

2/7

Фонтан во дворе кафе «Йоськин кот»

Фото: Евгений Реутов

3/7

Вывеска на входе в кафе «Йоськин кот»

Фото: Евгений Реутов

4/7

Кафе «Йоськин кот»

Фото: Евгений Реутов

5/7

Кафе «Йоськин кот»

Фото: Евгений Реутов

6/7

Кот-копилка возле синагоги Егия Капай

Фото: Евгений Реутов

7/7

Роспись на стене в кафе «Йоськин кот»

Фото: Евгений Реутов

АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СУРБ НИКОГАЙОС

Переводится как церковь Святого Николая. Предполагается, что построена она была в 1820 году. Храм имеет три входа, украшенные портиками с крестовыми сводами.

Во дворе установлен хачкар – каменная стела с резным изображением креста. Для армянского народа хачкар имеет сакральный смысл: ему приписывают божественную силу исцеления и оберега. Это символ веры, молитва, воплощённая в камне.

Армянская церковь Сурб Никогайос

«Но были у церкви и сложные времена. Особенно тяжело ей пришлось в период Крымской войны. Основные боевые действия в Крыму начались с захвата Евпатории, когда сюда подплыла огромная эскадра – англо-франко-турецкая и высадился десант. В этом месте находился госпиталь для французских солдат. От безделья или ещё по какой причине – некоторые солдаты штыками выцарапали надписи на стене храма. Вот, например, «1855 год», – показывает экскурсовод.

С 1937 года в здании располагался архив, а после Великой Отечественной войны его отдали под дом инвалидов. С 1994-го службы в церкви возобновились, а ещё через 5 лет она была передана в собственность армянской общины.

Хачкар во дворе армянской церкви Сурб Никогайос
Армянская церковь Сурб Никогайос
Хачкар во дворе армянской церкви Сурб Никогайос
Армянская церковь Сурб Никогайос
Армянская церковь Сурб Никогайос
Армянская церковь Сурб-Никогайос
Смотреть слайд-шоу

1/6

Хачкар во дворе армянской церкви Сурб Никогайос

Фото: Евгений Реутов

2/6

Армянская церковь Сурб Никогайос

Фото: Евгений Реутов

3/6

Хачкар во дворе армянской церкви Сурб Никогайос

Фото: Минкурортов Крыма

4/6

Армянская церковь Сурб Никогайос

Фото: Евгений Реутов

5/6

Армянская церковь Сурб Никогайос

Фото: Евгений Реутов

6/6

Армянская церковь Сурб-Никогайос

Минкурортов Крыма

ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ «ТЕКИЕ ДЕРВИШЕЙ»

В этот ансамбль входят бывшее здание медресе XVIII века, мечеть Джума-Джами XVII века, освящённый мусульманский источник и главный объект – храм суфийского ордена «Мевлеви», или текие дервишей XV века.

Как и самая большая мечеть Евпатории, с которой начался наш экскурсионный маршрут, здешняя мечеть тоже называется Джума-Джами – то есть пятничная. Сюда ходили молиться мусульмане, жившие по соседству, когда та мечеть уже не могла вместить всех верующих. Её изюминка – самый старый минарет юго-западного Крыма, ему более 400 лет. Все другие минареты города – либо новые, либо восстановленные.

400-летний минарет и мечеть Джума-Джами на территории ансамбля «Текие дервишей»

Мечеть действующая, но в ней ведутся небольшие ремонтные работы. У стен святыни собраны надгробные камни старинных евпаторийских мусульманских кладбищ, которые были разрушены.

А вот уникальность текие в том, что это единственный храм дервишей, сохранившийся в Крыму. Причём текие святым местом не считается. Оно предназначено для проведения духовных мистических обрядов и отдыха после них.

Читайте также
«В гостях у крымских татар»: путешествие в мир традиций, обычаев и блюд
Накрытый стол

«И таких храмов, которым более 100 лет, которые не перестраивались и считаются действующими, в мире сохранилось всего три: в Турции – в городе Конья, в Египте – Каире и в Крыму – Евпатории. У нас самый скромный и самый маленький храм, но это не снижает его исторического значения», – подчёркивает Константин.

Дервиши пропагандировали скромную, умеренную жизнь и верили, что лишь в состоянии транса можно напрямую общаться с богом. И вот как раз дервиши братства «Мевлеви» для вхождения в транс использовали кружение. Но говорить об этом можно много, а лучше один раз увидеть воочию. И такая возможность у туристов есть!

Читайте также
Краеведческие музеи Крыма: гид для туристов
Музей краеведения и истории грязелечения

В текие проводятся музыкальные костюмированные экскурсии, на которых артисты воспроизводят обряд кружения. Они оплачиваются отдельно от стандартной экскурсии по ансамблю и проводятся в определённые дни по предварительным заявкам. Записаться можно по телефону +7 978 794-33-01. Стоимость взрослого билета – 450 рублей*, детского – 350 рублей*. Длительность – 1 час.

По словам Константина, вхождение в транс могло занимать около двух часов непрерывного кружения. Новичкам, как правило, нужно было меньше времени, а вот мастерам порой даже больше, поскольку вестибулярный аппарат каждый раз тренируется. Конечно же, во время экскурсии никто в настоящий транс входить не будет, это просто эффектное и необычное зрелище.

Обряд кружения дервишей

К слову, в музее этнографии, расположенном на территории ансамбля, можно увидеть обрядовую одежду дервиша. Особый интерес представляет юбка, в края которой в старину вшивали для утяжеления маленькие камушки или рис, чтобы она поднималась выше и развевалась быстрее. Ещё одна особенность внешнего вида – войлочный головной убор (сикке), символизирующий надгробный камень, ведь в трансе человек пребывает как бы между жизнью и смертью.

Кроме того, в музее представлены разнообразные экспонаты крымскотатарской культуры, дореволюционные фотографии города и его жителей, те самые уцелевшие мраморные чаши из турецких бань XVI века, расшитые вручную фески (женский головной убор тюркских народов), а среди них – огромная феска, вошедшая в Книгу рекордов Украины в 2013 году.

Посетить ансамбль «Текие дервишей» с экскурсией можно каждый час с 10:00 до 17:00. Взрослый билет стоит 250 рублей*, детский – 150 рублей*.

Ансамбль «Текие дервишей»
На территории ансамбля «Текие дервишей»
Мечеть Джума-Джами на территории ансамбля «Текие дервишей»
Ансамбль «Текие дервишей»
На территории ансамбля «Текие дервишей»
Ансамбль «Текие дервишей»
Ансамбль «Текие дервишей»
Ансамбль «Текие дервишей»
Музей этнографии на территории ансамбля «Текие дервишей»
Музей этнографии на территории ансамбля «Текие дервишей»
Музей этнографии на территории ансамбля «Текие дервишей»
Музей этнографии на территории ансамбля «Текие дервишей»
Смотреть слайд-шоу

1/12

Ансамбль «Текие дервишей»

Фото: Евгений Реутов

2/12

На территории ансамбля «Текие дервишей»

Фото: Евгений Реутов

3/12

Мечеть Джума-Джами на территории ансамбля «Текие дервишей»

Фото: Евгений Реутов

4/12

Ансамбль «Текие дервишей»

Фото: Евгений Реутов

5/12

На территории ансамбля «Текие дервишей»

Фото: Евгений Реутов

6/12

Ансамбль «Текие дервишей»

Фото: Евгений Реутов

7/12

Ансамбль «Текие дервишей»

Фото: Евгений Реутов

8/12

Ансамбль «Текие дервишей»

Фото: Евгений Реутов

9/12

Музей этнографии на территории ансамбля «Текие дервишей»

Фото: Евгений Реутов

10/12

Музей этнографии на территории ансамбля «Текие дервишей»

Фото: Евгений Реутов

11/12

Музей этнографии на территории ансамбля «Текие дервишей»

Фото: Евгений Реутов

12/12

Музей этнографии на территории ансамбля «Текие дервишей»

Фото: Евгений Реутов

ГЕЗЛЁВСКИЕ ВОРОТА ОДУН-БАЗАР КЪАПУСЫ

Одун-базар къапусы (ворота дровяного базара) – это реконструкция главных ворот средневековой крепости Гезлёв. За этими воротами располагались дровяной базар и крупный рынок работорговли. Это были центральные ворота крепости, и отсюда шла дорога на Бахчисарай.

Удивительно, что за пять веков они пережили несколько войн и осад, а разрушены были сознательно в 1959 году: тогда городские власти посчитали, что ворота мешают проезду транспорта на территорию хлебозавода, вплотную к ним примыкающего. Хлебозавод работает и по сей день, одурманивая прохожих ароматами свежей выпечки. Но вот странность: ворота, восстановленные в первоначальном виде в 2004 году, ну совсем ему не мешают.

Гезлёвские ворота

Сейчас Гезлёвские ворота представляют собой трёхэтажный культурно-этнографический центр. На первом этаже находится аутентичная сувенирная лавка, где можно купить красивую турку, приборы для кофепития, декоративные тарелочки, светильник из разноцветного стекла и многое другое. На втором этаже расположилось этно-кафе, в котором, как считается, подают лучший в городе кофе.

«Кофе сварить – это целое искусство. Зёрна нужно обжарить, перемолоть. На вкус влияет всё, в том числе длительность варки. Здесь кофе готовят разными способами, например, на песке. В идеале он должен выпиваться двумя-тремя глотками, это достаточно крепкий напиток. А ещё здесь делают сладости по старинным рецептам, без крема, ведь в старину не было холодильников», – добавляет экскурсовод.

Читайте также
История Крыма: от древности до современности
История Крыма: от древности до современности

Наконец, на третьем этаже находится интереснейший интерактивный музей, знакомящий с макетом средневекового Гезлёва размером 5х9 метров.

Дополнительно в культурно-этнографическом центре можно заказать обрядовый тур крымскотатарского сватовства, кулинарный мастер-класс, детскую игровую экскурсию, а также кофейную церемонию, где вы увидите весь процесс – от обжарки зёрен до готовой чашечки с ароматным напитком.

Этно-кафе у Гезлёвских ворот
Гезлёвские ворота
Сувенирная лавка на первом этаже Гезлёвских ворот
Этно-кафе у Гезлёвских ворот
Восточные сладости в этно-кафе у Гезлёвских ворот
Кофе и восточные сладости
Этно-кафе
Двор этно-кафе
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Этно-кафе
Восточные сладости и кофе в этно-кафе
Смотреть слайд-шоу

1/12

Этно-кафе у Гезлёвских ворот

© Туристический портал Республики Крым

2/12

Гезлёвские ворота

© Туристический портал Республики Крым

3/12

Сувенирная лавка на первом этаже Гезлёвских ворот

Фото: Евгений Реутов

4/12

Этно-кафе у Гезлёвских ворот

© Туристический портал Республики Крым

5/12

Восточные сладости в этно-кафе у Гезлёвских ворот

© Туристический портал Республики Крым

6/12

Кофе и восточные сладости

Федеральный проект «Гастрономическая карта России»

7/12

Этно-кафе

Фото: Минкурортов Крыма

8/12

Двор этно-кафе

Фото: Минкурортов Крыма

9/12

Экспонаты музея

Фото: Минкурортов Крыма

10/12

Экспонаты музея

Фото: Минкурортов Крыма

11/12

Этно-кафе

Фото: Минкурортов Крыма

12/12

Восточные сладости и кофе в этно-кафе

Фото: Минкурортов Крыма

СОБОР СВЯТОГО НИКОЛАЯ

Архитектурная гордость Евпатории. Собор построен в 1899 году знаменитым архитектором Александром Бернардацци. Посвящён освобождению города от англо-франко-турецких войск периода Крымской войны.

«По своим размерам собор занимает третье место в Крыму. Одновременно здесь могут находиться около двух тысяч верующих. Также он посвящён Святому Николаю, который, как известно, является покровителем путников и моряков. Неудивительно, что купола святыни окрашены в голубой цвет – цвет моря, неба, свободы. А сам собор стоит на возвышенности, и в этом есть свой символизм: человек поднимается к богу снизу вверх», – отмечает Константин Сокирко.

Читайте также
Самые древние святыни Крыма: действующие православные храмы
Свято-Успенский пещерный монастырь

Очень много для строительства собора сделал местный протоиерей Яков Чепурин. Чтобы не замораживать стройку – потому что не хватало даже щедрых подаяний крымчан – он брал ссуды под залог собственного дома.

На территории собора находится могила протоиерея, а на стене с правой стороны установлена мемориальная доска в его честь.

Собор Святого Николая
Собор Святого Николая
Доходный дом Семена Дувана и собор Святого Николая
Свято-Николаевский собор Евпатории
Смотреть слайд-шоу

1/4

Собор Святого Николая

© Туристический портал Республики Крым, Светлана Мальцева

2/4

Собор Святого Николая

Фото: Евгений Реутов

3/4

Доходный дом Семена Дувана и собор Святого Николая

Фото: Евгений Реутов

4/4

Свято-Николаевский собор

Минкурортов Крыма

ДРУГИЕ ИНТЕРЕСНОСТИ «МАЛОГО ИЕРУСАЛИМА»

Старинные дома, где жили знаковые личности

Здания, которые находятся на территории маршрута «Малый Иерусалим», – это в основном обычные дома, где проживают люди разных национальностей и разного вероисповедания. Хотя в прежние времена Старый город Евпатории делился на кварталы – по национальному и религиозному принципу. Сегодня всё перемешалось.

Есть дома, которым 200 лет, есть дома, которым 100 лет, и есть новострои.

Старый дом на туристическом маршруте «Малый Иерусалим»

И, конечно же, есть дома, принадлежавшие известным или знаковым личностям города. Например, прямо возле караимских кенас в доме XVIII века постройки жил гахам – духовный караимский лидер.

«Для караимов гахам значит то же, что Папа Римский для католиков. Караимы были очень влиятельными в период Российской империи, поэтому многие ходили в гости к гахаму, чтобы засвидетельствовать ему своё почтение. Мемориальная доска на доме говорит о том, что здесь летом 1825 года останавливался польский поэт Адам Мицкевич. А осенью – император Александр I. Сейчас это обычный жилой дом, где живут несколько семей. Насколько я знаю – не караимы», – признаётся экскурсовод.

Читайте также
Открой свою Евпаторию: видеопутешествие
Открой свою Евпаторию: видеопутешествие

Среди других любопытных построек – дом местного купца Соломона Ботá 1896 года и дом графа Николая Мамýны, который несколько раз избирался головой Евпатории. Как правило, на таких старых зданиях можно увидеть инициалы того, кто их строил, а также год окончания строительства.

И если вот так не спеша побродить по улочкам, внимательно поглядывая по сторонам, то можно найти ещё немало интересных в плане архитектурных решений старинных зданий. А ещё советуем смотреть под ноги: кое-где сохранилась дореволюционная брусчатка, прошедшая испытание временем.

«Старый город привлекает своим колоритом, поэтому здесь неоднократно снимали и снимают художественные фильмы. Например, на улице Караимской снимали кинокартину «Плохой хороший человек», в которой сыграл Владимир Высоцкий. Здесь ему установили мемориальную доску. Но не потому, что он в фильме снялся, а потому, что одну из своих песен посвятил Евпатории. Это «Чёрные бушлаты» – о евпаторийском десанте 1942 года», – поясняет Константин.

Туристический маршрут «Малый Иерусалим»
Улочка на туристическом маршруте «Малый Иерусалим»
Фрагмент карты туристического маршрута «Малый Иерусалим»
Художницы на туристическом маршруте «Малый Иерусалим»
Караимские кенасы
Туристический маршрут «Малый Иерусалим»
Мемориальная доска Владимиру Высоцкому
Лепка на старинном доме
Туристический маршрут «Малый Иерусалим»
Отдыхающие в старом городе Евпатории
Смотреть слайд-шоу

1/10

Туристический маршрут «Малый Иерусалим»

Фото: Евгений Реутов

2/10

Улочка на туристическом маршруте «Малый Иерусалим»

Фото: Евгений Реутов

3/10

Фрагмент карты туристического маршрута «Малый Иерусалим»

Фото: Евгений Реутов

4/10

Художницы на туристическом маршруте «Малый Иерусалим»

Фото: Евгений Реутов

5/10

Караимские кенасы

Фото: Евгений Реутов

6/10

Туристический маршрут «Малый Иерусалим»

Фото: Евгений Реутов

7/10

Мемориальная доска Владимиру Высоцкому

Фото: Евгений Реутов

8/10

Лепка на старинном доме

Фото: Евгений Реутов

9/10

Туристический маршрут «Малый Иерусалим»

Фото: Евгений Реутов

10/10

Отдыхающие в старом городе Евпатории

RIA Novosti, Алексей Павлишак

Купеческая синагога и ремесленные ярмарки

Ещё одна синагога на маршруте, но – не действующая. Её построили в 1912 году за деньги евреев-купцов. Облицована белым камнем, привезённым из Иерусалима. Летом на площадке перед синагогой проводятся концерты, в частности, фестиваль «Летние вечера на Караимской». Как правило, он проходит в июле-августе, по пятницам. В программе: разнообразные мастер-классы, костюмированные шествия великанов, представления артистов театра живой скульптуры, выступления творческих коллективов, ярмарки изделий народных промыслов и многое другое.

Читайте также
Гид по дворцам Крыма: красота и величие аристократических имений
Вид на Массандровский дворец

Кстати, по поводу ярмарок. Они проводятся на маршруте всё лето. Здесь выставляются местные умельцы: кузнецы, вышивальщицы, мастера по дереву и коже – всех и не перечислить! Поэтому отличная идея – купить на память какой-нибудь сувенир, который надолго сохранит самые тёплые воспоминания о Евпатории, а ещё не забыть о подарках родным и друзьям. Можете ради интереса заглянуть и в Магазин ненужных вещей: да-да, и такой здесь имеется. Оригинально, а главное – честно.

Купеческая синагога
 Фестиваль «Летние вечера на Караимской» в Евпатории
Фестиваль «Летние вечера на Караимской»
Дни караимской культуры
Магазин ненужных вещей
Летние вечера на Караимской
Смотреть слайд-шоу

1/6

Купеческая синагога

Фото: Евгений Реутов

2/6

Фестиваль «Летние вечера на Караимской»

Фото с сайта администрации Евпатории

3/6

Фестиваль «Летние вечера на Караимской»

Фото организаторов мероприятия

4/6

Дни караимской культуры в Евпатории

Фото с сайта Госкомнаца Крыма

5/6

Магазин ненужных вещей

Фото: Евгений Реутов

6/6

Фестиваль «Летние вечера на Караимской»

Александр Кустовский

Художественные росписи на стенах

Живописная во всех смыслах изюминка «Малого Иерусалима» – росписи на стенах, выполненные местными художниками, матерью и сыном Линой и Вячеславом Суховеевыми. Их главная работа – художественная карта маршрута, написанная в 2016 году. Большое настенное полотно посвящено приезду в Евпаторию в 1916 году императора Николая II. И ещё одна роспись – «Сцены из жизни евреев Крыма», прямо возле кафе «Йоськин кот». Чем не крутые фотозоны?

Художественная роспись на стене

Присоединяйтесь и вы к самому необычному путешествию в вашей жизни – путешествию по «Малому Иерусалиму»!

* Актуальную стоимость входных билетов рекомендуется уточнять в ТИЦе или непосредственно в кассах туристических объектов