Настоящее сокровище культурного наследия – бывшая усадьба семьи Волошиных в Коктебеле всё так же, как и сто лет назад, ждёт своих гостей на берегу моря. Он готов поделиться с посетителями удивительными историями, которые «расскажут» 55 тысяч различных экспонатов. Многие раритеты и реликвии по-прежнему занимают то самое место, которое отвёл для них хозяин, человек-легенда Максимилиан Волошин. Есть вещи, которые вернулись в эти стены по прошествии десятилетий и дополнили жизнь усадьбы новыми любопытными подробностями. О собрании уникальных экспонатов Турпорталу Travel Crimea рассказала заместитель генерального директора музея-заповедника «Киммерия М.А.Волошина» Наталия Мирошниченко.

Максимилиан Волошин построил дом в Коктебеле по собственным чертежам в 1913 году. Это здание сравнивают по форме с кораблём. Полукруглый эркер мастерской напоминает нос судна, глубинная её часть – каюту, деревянные лестницы, которые опоясывают дом, – палубы, а смотровая площадка на крыше – капитанский мостик. В 1931-м поэт и художник завещал свой дом Всероссийскому союзу писателей. Спустя 44 года объект признали музеем, сделав сектором Феодосийской картинной галереи им. Айвазовского. Но для массовых посещений Дом-музей открылся лишь 1 августа 1984 года.

Сокровище культурного наследия

Дом поэта ещё при жизни Максимилиана Волошина слыл культурным центром. Современников восхищал и особый стиль интерьеров, и особая духовная и творческая атмосфера, созданные здесь мастером. Традиции бережно хранили супруга Максимилиана Александровича Мария Степановна и многочисленные друзья. Теперь это – забота сотрудников Дома-музея.

Дом-музей Максимилиана Волошина

Четыре дошедших до нас в первозданном виде мемориальных интерьера, наполненных массой аутентичных предметов – настоящее сокровище культурного наследия, отмечают сотрудники музея-заповедника «Киммерия Волошина». Все его экспонаты ценны своей монолитностью, один за другим раскрывая глубину личности поэта и художника, его творчества, а также смыслы одного из самых загадочных периодов русской культуры – Серебряного века. Основой музейного фонда является мемориальная коллекция произведений искусства, архивов, книг и предметов, принадлежавших Волошину, его семье и кругу его друзей и знакомых.

Важнейшие реликвии

В мастерской Дома поэта собраны важнейшие из реликвий. Один из центральных экспонатов – слепок древнеегипетской царицы, которая под именем Таиах является нам в письмах и стихотворениях поэта. Впервые Волошин увидел скульптуру в парижском музее Гимэ в 1904 году, вероятно, отливка была сделана в начале ХХ века по матрице, хранившейся в Берлинском королевском музее слепков (в библиотеке поэта сохранился каталог слепков, изданный в 1902 г.), там же в 1905 году изделие и приобрёл Максимилиан Александрович, ассоциируя образ со своей возлюбленной и первой супругой Маргаритой Сабашниковой. К слову, слепков таких тогда в России было три, два из них привёз в Москву Иван Цветаев, отец будущего знаменитого поэта Марины Цветаевой. Он формировал тогда коллекцию одного из лучших музеев нашей страны – Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Максимилиан Волошин в своём доме в Коктебеле

В мастерской ещё немало раритетов. Например, великолепная личная библиотека Волошина из 10 тыс. книг. В ней хранятся не только разнообразные редкие издания. Есть и портреты «певца Киммерии», написанные знаменитыми художниками, и обломок корабля древних греков, который поэт приписывал Одиссею.

А если подняться по внутренней лесенке на антресоли и войти в Летний кабинет, можно увидеть единственное масштабное произведение Максимилиана Волошина – триптих «Яйла. Панно» длинной более 5,5 м и выполненное темперой на холсте. Картина, изображающая крымскую яйлу, была создана специально для этого помещения, а за центральной частью холста скрывалась потайная дверца на чердак, где во время гражданской войны и террора Волошин укрывал белых от красных, а красных от белых.

Произведение Максимилиана Волошина – триптих «Яйла. Панно»

В экспозиции Дома-музея есть также более трёх тысяч изданий на иностранных языках, необычный по стилю и технике автопортрет Маргариты Сабашниковой, ученицы Ильи Репина и поклонницы Михаила Врубеля, и гипсовый бюст Максимилиана Волошина – авторская копия польского скульптора Эдварда Виттига. Судьба оригинала удивительна. Высеченный из песчаника в 1908 году с натуры, он был приобретён парижской мэрией с выставки Осеннего салона и в 1909 году установлен в сквере на бульваре Эксельман, 66 – в центре Парижа как собирательный образ русского поэта в лице Максимилиана Волошина. Это был первый памятник русскому литератору в Европе. Второй памятник Волошину появился лишь сто лет спустя, в 2009 году в Коктебеле. Отлитый в бронзе по скульптуре известного мастера Анатолия Григорьева, он был установлен усилиями общественности.

Вещи, которые вернулись в дом

В фонды музея продолжают поступать интересные предметы от дарителей. Так, в двухтысячных годах в родные пенаты опять вернулись три акварели Волошина: «Залив с белой линией. Крым» (1929 года), «Облака над морем» (1929 года), «Пейзаж с горами. Крым» (1928 года). Все работы в хорошей сохранности, бережно оформлены в строгий багет и имеют сертификаты подлинности экспертизы Третьяковской галереи. Ещё пять оригинальных акварелей Волошина 1928-1931 годов привезены Дому-музею в 2017 году. Значительным даром стали также две авторские куклы, выполненные супругами Александром Габричевским и Натальей Северцовой-Габричевской, и участвовавшие в коктебельском кукольном спектакле 17 августа 1927 года, посвященном именинам Волошина. Это бескорыстное пожертвование сделала племянница Габричевских.

Акварель Волошина

Есть экспонаты, которые удивительным образом «выдал» музею сам Дом поэта. Так случилось при подготовке к капитальной реставрации здания, когда был обнаружен офорт (разновидность печатной гравюры) Елизаветы Кругликовой, а при проведении косметической реставрации старой репродукции в раме нашли офорт самого Волошина.

В разное время коллекция пополнялась минералами и древними окаменелостями, различными произведениями современного искусства, связанными с хозяином усадьбы. Многие вещи, переданные в дар за последние 10 лет, теперь демонстрируются в новом экспозиционном комплексе коктебельского Дома-музея. Это четыре комнаты, среди которых – выставка «Вы отдали – и этим Вы богаты…».

Театрализованная экскурсия в прошлое

Прочувствовать, как текла жизнь усадьбы, когда в ней жил Максимилиан Александрович, можно посетив экспозицию «В гостях у Максимилиана Волошина», которая открылась в 2023 году. Её основа – это шесть отреставрированных предметов мебели конца XIX – начала XX веков, переданные в дар жительницей Коктебеля Зинаидой Новицкой. Гости увидят два яруса буфета и шкаф-горку, выполненные в едином духе позднего барокко, зеркало и тумбочку в стиле бидермейер. С посетителями поделятся многочисленными воспоминаниями о быте волошинского дома, приглашая их к знакомству с гостями, приезжавшими к Волошину столетие назад.

Экспозиция «В гостях у Максимилиана Волошина. 1923 год»

Проверить свои знания о Максимилиане Волошине и его коктебельской жизни можно здесь.