Крымские корни художника и путешествие пешком из Мариуполя в Феодосию
Портрет Архипа Куинджи кисти художника Ильи РепинаБудущий мастер света и цвета Архип Куинджи родился в окрестностях Мариуполя. Его предки – греки были в числе основателей этого города. Туда они, вместе с другими представителями этой диаспоры из Крыма, приехали по велению императрицы Екатерины II.
Отец будущего всемирно известного живописца был по профессии сапожником и хлебопахарем. На то время семья жила под фамилией Еменджи, в переводе с татарского это значит «трудовой, рабочий человек». Позже она изменилась на Куюмджи, что значит «золотых дел мастер», «ювелир». Но невнимательные переписчики превратили её в ту, которую позже прославил художник – Куинджи.
Жизнь будущего всемирно известного мастера кисти изобиловала приключениями и загадками. Ему не было и пяти, когда он осиротел. Тогда пришлось попеременно жить у старшего брата и сестры своего отца. В школе учился плохо, зато много рисовал. С 10 лет перебивался случайными заработками. Увидевший его работы зажиточный хлеботорговец, итальянец Аморети, показал их соотечественнику и коллеге Дуранте. А тот уже дал парню совет поехать в Феодосию на обучение к знаменитому маринисту Ивану Айвазовскому, которого знал лично.
Получив рекомендательное письмо к маэстро, Архип отправился в своё судьбоносное путешествие на полуостров. Встреча с ним состоялась в 1855 году. В мастерской Айвазовского он пробыл три летних месяца, получив начальные уроки живописи, которые сводились, как правило, к смешиванию красок. Был ли именно Иван Константинович его наставником – не известно. Однако, не удовлетворившись обучением, Архип Куинджи вернулся в Мариуполь. Юноша даже не догадывался, что немного больше, чем через 30 лет он ступит на крымскую землю уже богатым и знаменитым.
Императорская Академия художеств, успех крымской картины в Петербурге и триумф в Париже
Картина Архипа Куинджи «Украинская ночь» (1876)Как и многих молодых провинциалов, стремящихся получить художественное образование, амбициозного Куинджи влекло в Петербург, в Императорскую Академию художеств. Он приехал туда после 1866 года. Экзамены провалил, но культурную столицу не покинул и продолжал заниматься живописью.
Знаковой для будущего мастера кисти датой стало 21 августа 1868 года. Он подал прошение на рассмотрение Совета Академии удостоить его звания художника за картину «Татарская деревня в Крыму при лунном освещении», представленную на академическую выставку. Этот пейзаж был создан под влиянием работ крымского маэстро Айвазовского. Решение было положительным. Вскоре Архип прошёл академический курс как вольнослушатель, а Санкт-Петербург стал для него второй родиной.
В 1878 году в Париже открылась Всемирная выставка. В экспозицию вошли произведения Куинджи. Он лично присутствовал на выставке и выслушивал похвалы французской прессы. Несколько произведений, особенно «Украинская ночь», были отмечены известнейшими французскими критиками.
Уникальное зрение Куинджи и его «картина-лампочка»
Картина Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре» (1880)Во время создания своих картин Куинджи мыслил цветом. В природе он улавливал его тончайшие градации. В живописи свободно варьировал освещённостью, полутонами, яркостью. Об особой чувствительности зрения Архипа Ивановича слагались легенды.
Живописец Илья Репин вспоминал: «В большом физическом кабинете на университетском дворе мы, художники-передвижники, собрались в обществе Менделеева и Петрушевского для изучения под их руководством свойств разных красок. Вот прибор-измеритель чувственности глаза к тонким нюансам тонов; Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных точностей».
В 1880 году он завершил картину «Лунная ночь на Днепре», которая стала абсолютным художественным хитом. Мастер выставил её в тёмном зале, обитом чёрным бархатом, где направленный луч лампы эффектно высвечивал глубину пространства пейзажа. Создавая эту работу, Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от электрического света, а холодных – поглощаться им. Эффект от такого экспонирования получился необычайный. К произведению допускалось не более 10 зрителей за раз. Чтобы увидеть диковинку, перед зданием выстраивалась очередь.
Имя Куинджи звучало повсюду. Он стал кумиром времени. В чём был секрет такой популярности? Он открыл новое видение мира, долгие годы волновавшее зрителей. «Лунная ночь на Днепре» рисовала не столько конкретный вид, сколько обширное небесное пространство, мироздание, настраивая на высокий слог, внушая философические раздумья о жизни, о земном существовании и о небесном мире, отмечали искусствоведы.
«Лунную ночь» приобрёл великий князь Константин Константинович Романов за 5 тыс. руб., и она объездила полмира вместе с высокопоставленным владельцем. Говорят, что от морского воздуха краски на полотне потемнели. Таким оно дошло и до наших дней.
Куинджи-миллионер и его крымский период «молчания»
Картина Архипа Куинджи «Море»Полотна творца раскупались за хорошие деньги, излишки он тратил на приобретение недвижимости. Купил на Васильевском острове в Санкт-Петербурге три соединённых между собой дома, оставил себе в них квартиру и мастерскую, а остальное сдавал за мизерную плату бедным художникам и проводил с ними вечера за рисованием. Жил при этом скромно. Прислуги у него не было.
С 1882 года Куинджи «замолчал» на двадцать лет. Он продолжал работать в разных стилях, искал новые пигменты и основы для красок. Но никому за эти годы не показывал свои произведения и хранил их в мастерской.
Сам он объяснял свой уход от публики так: «…Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадёт, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать».
Судьба вернула Куинджи в Крым, который стал местом его «душевного отдохновения». В 1886 году 45-летний художник приобрёл два участка земли на южном берегу общей площадью около 245 га. Один из них располагался в районе нынешнего посёлка Кацивели, около мыса Троицы (в прошлом – мыса Кикинеиз), другой, самый большой, – в Кикинеизе (современное село Оползневое) у скалы Узун-Таш.
Привычный к скромному и аскетичному образу жизни, творец не стал облагораживать участок и оставил природу в первозданном виде. Публицист и биограф Михаил Неведомский в своей книге описывал эти места как «смесь пологих спусков и крутых откосов, сплошь покрытых лесами и кустарниками».
Великий живописец разработал чертежи складного дома, который ему изготовили в Севастополе. Летом сторож из местных жителей привозил эту «дачу» на участок. С холодами жилище складывалось, погружалось обратно в повозку и уезжало в деревню под охрану до весны.
«Вилла Куинджи состояла из шести квадратных щитов. В одном были проделаны окно и дверь; верхний, служивший крышей и потолком, был на шарнирах, и ночью его поднимали. Внутри могли поместиться две кровати и между ними, но уже с трудом – столик и стул», – рассказал о строении Михаил Неведомский. В обязанности сторожа дома входило также хождение в деревушку, лежащую наверху откоса, за пищей (главным образом, бараниной) и к журчавшему тут же, возле ящика, источнику – за водой… Из своего летнего дома Куинджи выходил с утра – и пропадал до вечера, гуляя по окрестностям, рисуя, вбирая в себя свет, солнце, запах моря и полыни».
Стремление поделиться прекрасным побудило Архипа Ивановича организовать для своих учеников летнюю художественную практику в Крыму и профинансировать её. Идея была в том, чтобы студенты не просто увидели уникальные места полуострова с различными ландшафтами, но и ощутили максимальную связь с девственной природой.
Практика началась с 10 июня 1895 года и, по некоторым данным, продолжалась до августа. Первой точкой путешествия стал Бахчисарай, потом были остановки по живописному Бахчисарайскому району и в Байдарской долине, после – южный берег и владения Куинджи.
В памяти южнобережных крымчан сохранился топоним «Пляж Куинджи». Его нет ни на одной топографической карте Крыма, но любой житель от Симеиза до Понизовки знает это место. Народное название существует уже более 100 лет.
Через 40 лет после художественной практики «куинджистов» стараниями Исаака Бродского в 1936 году была создана База для летних этюдов студентов Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры (позднее имени И.Е. Репина) в Алупке. Сейчас она находится по адресу: ул. Розы Люксембург, 24. На мемориальной доске в память выдающегося пейзажиста и педагога Архипа Ивановича Куинджи указаны имена двух участников крымской художественной практики 1896 года – Аркадия Рылова и Константина Богаевского.
Творческое наследие «маэстро света» и более 50 крымских работ
Картина Архипа Куинджи «Море. Крым» (1898-1908)Куинджи приезжал на полуостров каждое лето, надеясь, что местный климат и милые сердцу места приостановят наступавшие болезни, но по злой иронии судьбы именно в любимом Крыму в 1910 году Архип Иванович заболел воспалением лёгких. Супруга творца перевезла его в столицу, ближе к светилам медицины, но они оказались бессильны. Время было упущено, лёгочная болезнь прогрессировала, а заболевание сердца только сократило шансы на благоприятный исход.
Архип Иванович Куинджи ушёл из жизни 11 (24) июля 1910 года и нашёл упокоение на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга.
Лишь после смерти художника почитатели его таланта смогли увидеть многочисленные эскизы, созданные им в «период молчания». Их было около 500. Крым остался более чем в 50-ти его работах и нескольких крупных законченных и незавершённых произведениях. На них запечатлены Мшатка, Мухалатка, Алупка и Кикинез. Память о полуострове хранят: «Вид на берег и море с гор. Крым», «Море. Крым», «Морской прибой. Крым», «Крым. Южный берег», «Ай-Петри. Крым», «В Крыму», «Узун-Таш. Крым», «Крым. Яйла». Эти картины демонстрируют эволюцию творческого метода мастера, который всё дальше отходил от традиций академической школы и подражания Айвазовскому, вырабатывая собственную неповторимую манеру в живописи.
В крымском цикле художник продолжил свои эксперименты с цветом и светом, которые позднее принесли ему мировую славу. Куинджи мастерски передавал всю красоту морских волн, горных склонов, солнечного света и лунного сияния. Эти работы стали вехой не только в творчестве самого мастера, но и в развитии всей русской пейзажной живописи, отмечали искусствоведы.
На полуострове полотна мастера кисти хранятся также в Алупкинском дворцово-парковом музее-заповеднике, Картинной галерее им. И. К. Айвазовского, Бахчисарайском историко-культурном заповеднике, Севастопольском художественном музее им. М. П. Крошицкого.
Особая гордость Крыма – картины Куинджи, хранящиеся в Симферопольском художественном музее. В его коллекции есть три работы мастера: «Сосна», «Эльбрус» и легендарная «Лунная ночь на Днепре». В музее уточнили, что это более поздняя авторская вариация, которая находится в постоянной экспозиции. Оригинал, который он написал немного раньше, находится в Русском музее Санкт-Петербурга.