Одно из старейших учреждений культуры Крыма, Симферопольский художественный музей, расположен в Бывшем здании офицерского собрания 51-го пехотного Литовского полка. В годы Великой Отечественной войны музей утратил почти весь свой фонд. Однако позже музейный комплекс укомплектовали экспонатами Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи и Русского музея. Спасли положение и частные коллекционеры.
Итак, список главных «жемчужин» музейной коллекции:
- Архип Иванович Куинджи (1841-1910)
«Ночь на Днепре». 1882 г.
Холст, масло. 111х147
Художественное наследие Архипа Куинджи – это настоящее явление русской пейзажной живописи.
«Ночь на Днепре» из коллекции Симферопольского художественного музея – один из авторских вариантов прославленного произведения Куинджи «Лунная ночь на Днепре», впервые представленного в Санкт-Петербурге в 1880 году.
Суть впечатления от картины прекрасно отражена И.Н. Крамским в его письме к А.С. Суворину: «… «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом,… река действительно совершает величественное свое течение, и небо – настоящее бездонное и глубокое».
«Ночь на Днепре» Архипа Куинджи- Иван Константинович Айвазовский (1817-1900)
«Вечер на море». 1858 г.
Холст, масло. 40х59
Продолжением романтической традиции в искусстве России стало творчество Ивана Айвазовского – первого русского мариниста, почетного члена Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции, Штутгарте, художника Главного морского штаба.
В экспозиции Симферопольского художественного музея представлен пейзаж «Вечер на море» – работа мастера зрелого периода, демонстрирующая сияние красок и тонкое чувство цвета. Море предстает у Айвазовского основой природы, в его изображении художнику удается показать жизненную красоту этой стихии.
«Вечер на море» Ивана Айвазовского- Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822)
«Портрет архитектора Н.А. Львова». 1786 г. (?)
Холст, масло. 79,5х63,5
Дмитрий Левицкий – крупнейший русский портретист второй половины XVIII в. Он создал блестящую серию портретов выдающихся современников: императрицы Екатерины II, французского философа Дени Дидро, архитектора А.Ф. Кокоринова и многих других. Портрет придворного архитектора Николая Александровича Львова (1751-1803) соответствует характеру данной серии.
Он отличается удивительной точностью рисунка, грациозностью жеста, поворота головы, верностью тона, поразительным вниманием к деталям в облике модели. Интимный по характеру, данный портрет может быть поставлен в один ряд с автопортретом Дмитрия Левицкого (1783 г.), который запечатлел себя в минуту творческого озарения.
«Портрет архитектора Н.А. Львова» кисти Дмитрия Левицкого- Жан Батист Жозеф Бастине (1783-1844)
«Возвращение Товия». 1811 г.
Холст, масло. 132,5х182,5
Иосиф Бастине, ученик Жака Луи Давида, основоположника французского неоклассицизма, создал масштабное произведение «Возвращение Товия» в 1811 году, в парижский период. Полотно с ветхозаветным сюжетом напоминает зрителям о вечных ценностях – верности и родственных узах. Виртуозное пластическое решение фигур, цветовые акценты и летящие складки одежды Товия и его отца, ослепшего Товита, указывают на зрелую манеру художника круга Давида.
«Возвращение Товия», автор Жан Батист Жозеф Бастине- Шишкин Иван Иванович (1832-1898)
«Молодой лес в Мери-Хови». 1890 г.
Холст, масло.
«Верстовой столб в развитии русского пейзажа», – так И.Н. Крамской назвал Ивана Шишкина (1832-1898), ставшего центральной фигурой русского пейзажа. В полотнах этого художника русская природа, ее леса и поля предстают во всем своем могучем эпическом величии.
Основой искусства Шишкина были внимательное изучение действительности, трезвость и объективность в оценке впечатлений, точность в передаче всех деталей, одинаково характерных и для его картин и для его этюдов. Больше всего Шишкин любил лес, истинным поэтом которого он был. Тонкоствольные нежные березы или печальные плакучие ивы – редкие гости на картинах художника. Его стихия – полные девственной силы хвойные леса, величественные дубовые рощи. Шишкин любил русскую природу, могучую, щедрую, несущую в себе благо людям. Мимолетные чувства человека, возникающие под влиянием настроения, редко проникали в его картины: они величаво спокойны и эпически широки.
«Молодой лес в Мери-Хови» Ивана Шишкина
- Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939)
«Натюрморт (Фрукты)». 1934 г.
Холст, масло. 46,5х50
Творчество создателя теории сферической перспективы Кузьмы Петрова-Водкина в экспозиции Симферопольского художественного музея представлено работой «Натюрморт», относящейся к позднему периоду творчества художника. Лаконичный набор предметов в натюрморте предстает как документальная летопись эпохи: книга, открытое письмо, несколько яблок. Петров-Водкин также включает в композицию стеклянный стакан, играя с полутонами и рефлексами в отражении.
«Натюрморт» Кузьмы Петрова-Водкина
- Петр Петрович Кончаловский (1876-1956)
«Натюрморт. Цветы». 1953 г.
Холст, масло. 135х181
Одно из центральных мест в отечественной живописи первой половины XX в. занимает представитель авангарда Петр Кончаловский.
«Живопись для меня не только источник радости. Это источник жизни и силы», – писал художник. Интерес к вещности, передаче разности фактур предметов, их оттенков художник принес с собой еще из «Бубнового валета» – эта сторона творчества раскрывается в масштабной работе «Натюрморт. Цветы».
«Натюрморт. Цветы» Петра КончаловскогоГрафик работы Симферопольского художественного смотрите на сайте учреждения.
Адрес музея: г. Симферополь, ул. Долгоруковская, 35.