Максимилиан Волошин – талантливый поэт, художник, искусствоведа философ, переводчик, который стал легендой ещё при жизни. Щедро одарённый от природы, Волошин умел делать всё. У него были золотые руки. И невероятной широты душа, гостеприимно распахнутая всему новому, душа, которая навсегда осталась в Крыму…

Вместе с сотрудниками музея-заповедника «Киммерия Волошина» Турпортал собрал интересные факты о крымской жизни Максимилиана Александровича.

«Истинная родина моего духа»

Максимилиан Волошин по праву считается поэтическим первооткрывателем Киммерии – таинственной и легендарной страны, воспетой Гомером и увиденной творческим гением поэта в красоте ландшафтов юго-восточного Крыма.

«Киммерией я называю восточную область Крыма от древнего Сурожа (Судака) до Босфора Киммерийского (Керченского пролива), в отличие от Тавриды, западной его части (Южного берега и Херсонеса Таврического)», – писал Волошин. Его перу принадлежит ряд поэтических циклов – «Киммерийская весна», «Киммерийские сумерки».

Но прежде чем окончательно поселиться в Коктебеле – на «киммерийской земле» – поэт успел побывать во многих местах. Так, 29 августа 1899-го вместе с матерью Еленой Оттобальдовной отправляется в первое заграничное путешествие по маршруту: Феодосия – Одесса – Киев – Краков – Вена – Венеция – Верона – Лугано – Цюрих – Люцерн – Берн – Женева – Милан – Локарно – Базель – Париж – Кёльн – Берлин.

«Коктебель, – вспоминал Волошин впоследствии, – не сразу вошёл в мою душу: я постепенно осознал его как истинную родину моего духа. И мне понадобилось много лет блужданий по берегам Средиземноморья, чтобы понять его красоту и единственность».

Рисунок Максимилиана Волошина «Виды Коктебеля»

«Чудак Макс» принимал за лето до 600 гостей

Дом Волошина в Коктебеле, который поэт начал строить в 1903 году, задумывался им в виде корабля: площадки и лестницы изображали соединённые трапами палубы, а в башне находилась художественная мастерская. Этот «корабль» фактически стал первым в России домом творчества – в нём Волошин принимал по 500-600 человек за лето.

Из 22-х комнат дома более 15 отводилось для гостей. За проживание никакой платы не взималось, но гости участвовали в ведении общего хозяйства. В те годы, когда приезжих было очень много, Волошин размещал их даже на втором этаже, часто уступая свои владения. Хозяин мог уступить гостям даже свою мастерскую, не оставался пустым и чердак. Дом поэта в разные годы посещали Максим Горький, Алексей Толстой, сёстры Цветаевы, Валерий Брюсов, Михаил Булгаков, Осип Мандельштам, Всеволод Вишневский, Константин Тренёв, Илья Эренбург, Генрих Нейгауз, Надежда Обухова, Майя Плисецкая, Иосиф Бродский и многие другие.

Максимилиан Волошин с гостями у своего дома в Коктебеле

Волошинский профиль на Кара-Даге

Писатель Викентий Вересаев, живший в Коктебеле у себя на даче в 1918-1921 годах, писал: «Справа высятся крутые утёсы Кара-Дага; на склоне его выступы скал образуют совершенно определённо человеческий профиль, несколько напоминающий профиль Пушкина. Впрочем, постоянно живший в Коктебеле поэт Волошин утверждает, что это его профиль».

После землетрясения 1927 года скала частично обрушилась – и многие начали утверждать, что профиль действительно очень похож на Волошинский.

Кстати, о землетрясении. Оно случилось 12 сентября в 00 часов 20 минут. Вот как состояние Максимилиана Александровича описал тогда один из его соседей: «После первых же толчков, всполошивших жителей, выбегавших полуодетыми из своих домов, я пошёл к Волошину. Он сидел в своей комнате, заставленной полками с книгами, в кресле, в неизменном хитоне, скрестив толстые голые ноги в сандалиях, похожий на Зевса-громовержца, по указанию которого и произошло землетрясение. У ног его лежали обломки какой-то свалившейся от толчков вазы и книги».

Гора Кара-Даг

Волошинская шляпа и принцип восходящих потоков

На горе Клементьева, которую по праву называют колыбелью отечественной авиации, установлен шуточный памятник широкополой шляпе Максимилиана Александровича. По одной из версий, с помощью этого головного убора в 1920-е годы легендарный лётчик-испытатель и внук Ивана Айвазовского Константин Арцеулов во время прогулки из Коктебеля в Феодосию объяснял Волошину принцип действия восходящих потоков.

Для этого он предложил поэту взобраться на хребет Узун-Сырт и там подбросить свою соломенную шляпу вверх. Тот послушался, после чего, как писал в своих воспоминаниях Арцеулов, «невидимые струи воздуха подхватили её и подняли вверх». А Волошин «по-детски радовался этому открытию».

Гора Клементьева

Могила поэта и камешки, исполняющие желания

Будучи в Коктебеле, многие туристы стремятся побывать на могиле Волошина, которая находится на вершине горы Кучук-Енишар, на высоте почти 193 метра над уровнем моря. Отсюда открывается потрясающий вид на живописную Коктебельскую бухту, величественный мыс Хамелеон и знаменитый Карадагский заповедник. Правда, подъём стоит немалых усилий.

При жизни Волошин часто поднимался сюда, чтобы насладиться неповторимыми пейзажами своей Киммерии, и именно здесь завещал себя похоронить. Причём просил носить на могилу не цветы, а камешки: к такой идее его подтолкнул Александр Грин, который когда-то, пройдя из Старого Крыма в Коктебель, принёс поэту в подарок камешек – он хранится в Доме-музее Волошина с надписью химическим карандашом.

Сегодня рядом с надгробием лежат целые россыпи различных камней, принесённых местными жителями и туристами. Многие пишут на них свои желания и верят, что творческий дух поэта поможет их исполнить.

Могила Максимилиана Волошина на горе Кучук-Енишар

Что хранится в Доме-музее

Официально Дом-музей Волошина был открыт 1 августа 1984 года. Фондовая коллекция насчитывает почти 55 тысяч единиц, из которых 9255 – книги личной библиотеки поэта, а также более 5 тысяч книг (многие – с дарственными надписями) научной библиотеки, которая постоянно пополняется.

Волошин и Коктебель: что связывает поэта и посёлок? >>

В фондах музея – более 1500 графических и 150 живописных работ Волошина, представлены его личные документы: рукописи и машинописи с авторской правкой, переводы, письма к родным и друзьям, записные книжки. Особую ценность представляют негативы и позитивы, выполненные самим поэтом. Эксклюзивны самодельные предметы мебели, украшенные росписью, инкрустацией, выжиганием: некоторые Максимилиан Александрович делал сам.